Санкт-Петербург

Спасский пер.14/35

+7 (921) 754-91-89

Бесплатная консультация

ПН - ПТ:

с 10:00 до 20:00

О природе бизнеса

Природа выработала за многие века целый ряд механизмов взаимодействия, которым можно и нужно учиться — и предпринимателям в том числе. Предлагаю ряд наблюдений за живой природой с трансляцией на бизнес.

1. Цветок. Таргетинг в рекламе

Что такое — цветок? Это реклама в чистом виде. Задача рекламы — стимулировать определенные действия. НЕ информировать. НЕ продавать. НЕ рассмешить. НЕ — и т. д. Учимся у природы. Задача цветка — привлечь определенный вид насекомых, чтобы они помогли с опылением и чтобы в итоге получились плоды. Чем цветок ярче, чем его запах сильнее, тем больше шансов выиграть очень конкурентную битву за выживание.

Даже если цветочки очень блеклые, маленькие (малобюджетные, я бы сказал), они все равно настроены на привлечение определенных насекомых-помощников. У нас, людей, это называется таргетированной рекламой. Если нет возможности делать огромные вложения в рекламу и конкурировать с яркими брендами (да это и ни к чему, в общем-то), надо поточнее описать портрет «своего» клиента и создавать рекламные сообщения исключительно для этого клиента. И пожинать плоды в виде прибыли.

Успехов!

2. Тюльпаны. УТП

Какой тюльпан привлек внимание в первую очередь? Да, красный. Почему? Потому что он выделяется среди белого окружения. Так и в бизнесе. Есть результативная концепция УТП — уникального торгового предложения. Уникального — значит не такого, как у других. Не так давно услышал от предпринимателя — «ну, работаем как все, ничего особенного…» Поэтому и прибыль от его дела оставляет желать лучшего.

А сложно ли создать уникальность, если ее нет? Не то чтобы и сложно. Нужно лишь знать, что делают все, и сделать не так, как все. Если все белые — стань красным (это я не про политику, а про тюльпаны). Наверняка будешь заметнее конкурентов, а значит, клиенты обратят внимание в первую очередь на тебя. В общем, методики создания УТП есть. Не найдете самостоятельно — спросите меня.

Успехов!

3. Закат. Жизненный цикл предприятия

Закат солнца в природе – красиво. Добрые краски, теплые тона, умиротворяющее настроение. Настроение особенно важно, потому что знаем – сегодняшний день заканчивается, но завтра снова солнышко взойдет, и будет новый день с новыми радостями.

Закат бизнеса традиционно печален. Прежде всего из-за неопределенности завтрашнего дня. Однако же обратите внимание на ключевое слово в заголовке – цикл, то есть повторяющаяся последовательность событий. Но если цикличность солнечных закатов-восходов происходит естественным путем, то над цикличностью бизнеса надо потрудиться.

Все проблемы предприятий начинаются после того, как оно взойдет в зенит и склонится к стадии стабилизации. Начальные цели достигнуты, коварно подкрадывается успокоение. Тут всего два варианта развития – или, как солнце, исчезнуть из видимости на время и возродиться заново (а то и просто исчезнуть, это намного чаще происходит), или снова начать подъем к новым вершинам. Такое искривление траектории бизнеса возможно, в отличие от природы. И более того – желательно.

Что для этого нужно сделать? Полюбоваться на день сегодняшний – найти положительные моменты своего бизнеса – и увидеть светлые перспективы. Останется только выстроить новую траекторию и пошагать по ней. Потенциал есть в любом бизнесе. Могу показать его для вашей компании на бесплатной консультации.

Успехов!

 4. Грибы. «Сезон» и «несезон»

С удовольствием пособирали в выходные грибы под название строчки. Ну и поели их в жареном виде с неменьшим удовольствием. Для грибников еще не сезон, конечно, рановато для белых, подосиновиков и прочих рыжиков. Но лес предлагает нам не ждать долго – вот же грибы, вкусные, ранние. Начинайте тихую охоту, радуйтесь.

В бизнесе то же самое. «Несезон», на который так любят ссылаться предприниматели – это просто период, когда нечего предложить своему клиенту. И все.

Между прочим, в декабре меня угощали пиццей со свежими грибами, только из леса – настоящие грибники нашли быстрозамороженные опята на пне. Вот вам и «несезон».

В общем, если подумать, то можно сгладить сезонные колебания в любом бизнесе.

Успехов!

5. Деревья. Конкуренция

Конкуренция свойственна не только в бизнесе. На фото — в павловском парке одно дерево отталкивается от другое и не желает делить с ним место под солнцем. Прямо как рукою мускулистой — так ветка деформировалась за годы отталкивания. Ну что ж, побеждает сильнейший.

В бизнесе можно быть сильнейшим всего лишь по пяти направлениям (при честной борьбе, разумеется): по цене, по широте ассортимента, по скорости обслуживания, по новинкам, по удобности сервиса. Если хотите удержать за собой место под солнцем, надо тренировать мускулы вот по двум-трем из этих направлений. Быть лучшим по всем пяти невозможно, как правило.

Чуть подробнее об этом есть на моем сайте:

Как сделать экспресс-анализ рынка

Успехов!

 6. Кактусы. Психология персонала

Сотрудники, как и кактусы, такие симпатичные на вид – пока их не трогают, в смысле пока не начинаются изменения в компании. Мы, люди, имеем удачную способность адаптироваться к окружающим условиям, буквально автоматически выбирать удобное для себя положение. В работающем коллективе часто такая способность приводит к тому, что сотрудники сами определяют для себя те действия, которые удобны прежде всего им. А интересы компании можно слегка игнорировать. В целом понятие «компания» — это нечто неопределенное. А вот конкретное лицо, олицетворяющее компанию — руководитель, особенно если он еще и владелец этой компании – так вот он в глазах персонала всегда эксплуататор, забирающий себе заработанные трудом коллектива денежки.

Причем такая позиция совершенно не зависит от отношения руководителя к сотрудникам. Хорошим руководитель будет до тех пор, пока не вмешивается в созданный уют и регулярно повышает зарплату. А если руководитель видит, что желаемого результата нет? Попытки навести порядок в фирме обычно наталкиваются на иголки – либо мягкие, как у некоторых кактусов, либо жесткие. То есть либо мягкий саботаж, либо открытый протест.

Как быть? Формировать коллектив на договорных отношениях. Договорные — в смысле прозрачных взаимных обязательств. Четко определенный Результат и объективная оценка результата — это с одной стороны. С другой – обеспечение условий для выполнения обязанностей и оплата достигнутых результатов в определенных размерах. Найм сведется к пониманию – готов ли сотрудник к достижению требуемого Результата на данном рабочем месте в предоставленных условиях и за оговоренную оплату. Если готов и согласен – докажи в течение испытательного срока. И далее подтверждай профессиональный уровень. Тогда и конфликтовать ни к чему. Конфликты возникают только из-за невыполнения взаимных обязательств.

Успехов!

7. Улитка. Жесткость руководителя

На днях руководитель одной фирмы спрашивал совета — что делать, если не хватает жесткости в управлении, а сотрудники этим пользуются. Ответ прост — учимся у природы.

Вот улитка — совершенно мягкотелое создание. Но она имеет защиту от воздействия извне — раковину. Аналогичную защиту от посягательств сотрудников (на время руководителя, на его деньги, на его нервы) можно сделать путем создания жестких, но справедливых правил. В целом на правилах и строится взаимоотношение работодателя и работника. Им посвящен целый Кодекс о труде. Суть проста — работник нанимается на выполнение определенных функций, работодатель обеспечивает условия для выполнения этих функций. Чем жестче (полнее, определеннее) прописаны функции и результаты их выполнения, тем жестче защита руководителя. Чем жестче прописаны условия оплаты труда — желательно в прямой зависимости о объективных результатов — тем жестче защита руководителя.

Плюс несколько внутренних правил, по необходимости. Например, правило «трех ответов». Часто сотрудники отнимают время руководителя вопросами, которые они и сами могли бы решить. Поэтому можно волевым усилием ввести такое правило — прежде чем задать вопросы руководителю, придумай три ответа на него. При таком подходе или вопрос отпадет сам собою, или существенно сэкономится время на его решение. Справедливо? Еще как. Работник нанят на выполнение определенных функций, значит, вопросы в пределах его компетенции он обязан решать самостоятельно.

Я — за честные взаимоотношения. С ними управление проще. Успехов вам!

Отправляя заявку, Вы соглашаетесь с «Правилами обработки персональных данных»