Санкт-Петербург

Спасский пер.14/35

+7 (921) 754-91-89

Бесплатная консультация

ПН - ПТ:

с 10:00 до 20:00

Кто виноват и Что делать

Два классических российских вопроса, возникающих при любых ухудшениях ситуации. Первый – если не преследует правовые или, что хуже, политические цели, то представляет собой сотрясание воздуха. Второй – серьезнее, практичнее, что ли. Ну да, вляпались. Но делать-то что-то нужно, лапками как-то бить. Проверенная временем истина – на бога надейся, а сам не плошай. Ждать чего-то спасительного бесполезно, только действовать. А ЧТО делать?

Вот – бизнес. Мы его создаем, налаживаем, развиваем. Мы знаем о своем бизнесе всё, казалось бы. А тут – бац! – кризис какой-нибудь. И оказывается, что все наработанные клиенты, контакты, связи, решения, схемы  – все рухнуло. А если не рухнуло, то серьезно накренилось. Даже если точно знать, кто виноват, это поможет мало. Ну, накажем виноватого. А как быть со вторым вопросом? Ведь мы же всё уже перепробовали в своем бизнесе!

Такую поговорку тоже все знают: одна голова хорошо, а две лучше. Во многих случаях полезно советоваться. Во-первых, невозможно знать всё одному человеку. Во-вторых, невозможно строить дела и отношения, опираясь только на собственные о них представления. В-третьих, невозможно одному нести на себе всю тяжесть ответственности за решения.

А с кем может посоветоваться бизнесмен, предприниматель? С сотрудниками? Может, только у них разные интересы. У руководителя – получить большую прибыль, у сотрудников – получить большую заработную плату. Аргументация персонала железная – как скажет руководитель, так и будем делать, пусть только оплачивает нашу работу. Советоваться с такими же предпринимателями? Так у них и проблемы те же – поплачетесь друг другу, поругаете правительство, и все. В семью принести свои заморочки? Не вариант. Морально поддержат, конечно, но на заработки напутствуют.

Счастлив тот руководитель, который работает с партнером или партнерами – они могут принимать совместные решения, разделяя ответственность между собой. Но в очень и очень многих предприятиях (особенно малых) все строится на одном человеке. И в сложных ситуациях этот человек попадает под мощнейшую перегрузку. И посоветоваться-то не с кем.

Разбираемся дальше. Вот захромало, например, здоровье (не хочется такого, но случается, увы). К кому идем? К специалисту – врачу. Вопрос по бухгалтерии? Обращаемся к специалисту – бухгалтеру. Юридические вопросы – консультируемся у юриста.  А если вопросы касаются здоровья бизнеса? Да, нужно обращаться к специалисту по бизнесу (консультанту). Безусловно, можно самостоятельно постигать тонкости и того, и другого, и третьего, вплоть до самолечения. Но о последствиях такого подхода нас предупреждают все, начиная с врачей.

Какие отличия специалиста от неспециалиста? Квалификация – раз. Он специально учится своему делу, постоянно поддерживая требуемый уровень знаний и практического опыта. Второе – объективность. Специалиста не волнует ничто, кроме конкретной проблемы. Его задача – выяснить причины появления проблемы и рекомендовать определенные действия, взяв необходимую их часть на себя. А весь антураж, вся несущественная лирика – лишнее. Вот проблема – вот решение. Третье отличие – многогранный объем информации, так как специалисту приходится сталкивается со множеством различных ситуаций во многих организациях различных масштабов и видов деятельности. Накопленный опыт позволяет предлагать только успешные, уже примененные решения, не экспериментируя.

Возвращаясь к теме заголовка. Цепочка действий, в общем-то, проста: 1) проанализировали ситуацию – 2) выявили свои плюсы и минусы – 3) от минусов избавились, плюсы усилили – 4) добавили новые результативные действия. Сложность в другом. Объективная оценка ситуации в компании невозможна, если ее будет проводить персонал этой же компании. Руководство компании обычно считает, что всё делается правильно, но – кто виноват? — виноваты сотрудники. Сотрудники считают наоборот. И к чему это приводит? Кризис только ускоряет развязку, ярче проявляет последствия принятых решений. Значит, диагностировать бизнес-процессы должен независимый специалист. Со стороны виднее.

То же самое с плюсами и, что серьезнее, с минусами. Не сколько с их определением, сколько с причинами появления. Почему в рекламу вкладываем много, а клиентов мало? Почему услуги или товары превосходны с нашей точки зрения, а их не покупают? Почему продающий персонал вроде бы работает, а доходы, мягко говоря, не растут? Наверняка многие руководители периодически задают себе такие вопросы. Хорошо, если они могут сами себе на них ответить. Но ведь не все люди способны признать свои ошибки (хотя если что-то идет не так, то это в любом случае ошибка руководителя). Поэтому непредвзятую картину по результатам диагностики предприятия может дать как раз независимый эксперт. И предложить вдобавок необходимые действия, опираясь на обширный опыт и знания.

Поскольку изменения – всегда серьезный шаг, то его лучше делать посоветовавшись. Кто вам сможет лучше ответить, например, на вопрос: «Как уменьшить налоги»? Правильно – специалист по налогам (бухгалтер, консультант). А кто подскажет ответ на вопрос: «Как удержать и поднять уровень прибыли»? Специалист по развитию бизнеса, бизнес-консультант. Более того, он готов сопровождать внедрение предложенных схем, доводя предприятие до получения конкретного результата. Это по-честному – брать ответственность за свою работу.

Исходя из вышеизложенного, можно уверенно сказать следующее. Не тратя дни и недели на бесполезные поиски виноватых и на ожидания перемен свыше, посмотрите на свой бизнес глазами независимого эксперта. Не тяните. Упущенное время – это упущенная выгода. Полученные рекомендации не только дадут пищу для размышлений, но и почву для конкретных действий. Более того — даже определенный толчок к действиям. Пришло время правильных решений, способных перевести ваше дело в качественно иное русло. И надежнее, если эти решения будут приниматься обоснованно, при помощи профессионалов. Инструментов помощи много — аудит бизнес-процессов, коучинг для руководителей, стратегическая сессия, полновесный консалтинговый проект… В любом случае вы получаете ответ на вопрос «Что делать».

 Успехов всем!

Геннадий Смирнов, независимый консультант

Декабрь 2014

P.S. Я написал эту статью в 2014 году. Сейчас 2020 год. И снова кризис — и ни одного слова статьи не нужно менять. Все рекомендации, все доводы те же. Проверено временем… хе-хе… Да нет, просто грабли все те же. 

Отправляя заявку, Вы соглашаетесь с «Правилами обработки персональных данных»